Контрольно-счетная палата
Уссурийского городского округа
"... общество имеет полное право знать, не только на какие цели были потрачены бюджетные средства, но и какую отдачу они дали."
В.В. Путин
Заключение Контрольно-счетной палаты

Заключение Контрольно-счетной палаты

Заключение Контрольно-счетной палаты на проект решения Думы Уссурийского городского округа "О бюджете Уссурийского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" подготовлено с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения "О бюджетном процессе в Уссурийском городском округе", Положения "О Контрольно-счетной палате Уссурийского городского округа", иных действующих законодательных и нормативных правовых актов.
Прогноз социально-экономического развития Уссурийского городского округа на 2015 год и на период до 2017 года является основой для составления проекта бюджета Уссурийского городского округа. Основные направления бюджетной и налоговой политики Уссурийского городского округа на 2015 - 2017 годы определяют стратегию действий администрации городского округа в части доходов, расходов бюджета, долговой политики.

Проект местного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов представлен главой администрации Уссурийского городского округа на рассмотрение в Думу городского округа, Контрольно-счетную палату в срок, установленный Положением "О бюджетном процессе в Уссурийском городском округе".
С проектом решения "О бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" с соблюдением требований, установленных статьей 1842 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 21 Положения "О бюджетном процессе в Уссурийском городском округе", предоставлены:
- основные направления бюджетной и налоговой политики Уссурийского городского округа на 2015 - 2017годы;
- предварительные итоги социально-экономического развития Уссурийского городского округа за январь - август 2014 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Уссурийского городского округа за 2014 год;
- прогноз социально-экономического развития городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов;
- оценка ожидаемого исполнения бюджета за 2014 год;
- пояснительная записка к проекту бюджета;
- адресная инвестиционная программа;
- паспорта 9 муниципальных программ Уссурийского городского округа;
- проекты изменений в паспорта действующих муниципальных программ;
- расходы на мероприятия по выполнению наказов избирателей на 2015 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов с указанием избирательных округов и ответственных исполнителей наказов.
В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации две муниципальные целевые программы, предлагаемые к финансированию с 2015 года, представлены проектами.

В соответствии с нормами статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 20 Положения "О бюджетном процессе в Уссурийском городском округе" решение о бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов содержит основные характеристики бюджета Уссурийского городского округа на очередной финансовый год и плановый период - объем доходов, объем расходов и дефицит бюджета, общий объем условно утвержденных расходов на 2016 и 2017 годы.
Решением о бюджете Уссурийского городского округа устанавливаются:
- объем доходов бюджета с разбивкой по кодам классификации доходов;
- перечень главных администраторов доходов бюджета;
- перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- распределение по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- распределение по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности) и группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
- объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов в очередном году и в плановом периоде;
- общий объем условно утверждаемых расходов на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов) общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов);
- источники финансирования дефицита бюджета на 2015 год и плановый период;
- верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 01.01.2016 года, и плановый период, с указанием, в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям;
- объем расходов на обслуживание муниципального долга;
- случаи и порядок предоставления субсидий за счет бюджетных средств.
Проектные параметры бюджета на 2015 год представлены:
- доходы бюджета в размере 3 400,9 млн. рублей;
- расходы бюджета в размере 3 559,5 млн. рублей;
- дефицит бюджета в размере 158,6 млн.рублей, что не превышает установленного п.3 ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ограничения (10 процентов);
- верхний предел муниципального внутреннего долга на 1 января 2016 года – 158,9 млн. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям – 0,28 млн. рублей, что не превышает общий годовой объем собственных доходов бюджета (п.3 ст. 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- расходы на обслуживание муниципального долга - 5,0 млн. рублей, что составляет 0,21 процента объема расходов местного бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и не превышают установленную ст. 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации норму (15 процентов).
В расходной части местного бюджета предусмотрен резервный фонд в сумме 8,2 млн. рублей, что не превышает 3 процентов общего объема расходов (п.3 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Программы муниципальных внутренних заимствований, муниципальных гарантий на 2015 год, в соответствии с нормами, определенными статьями 110.1, 110.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представлены Приложениями к проекту решения. Программа муниципальных внутренних заимствований на очередной финансовый год представляет собой перечень внутренних заимствований с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение суммы долга, по каждому виду заимствований, муниципальные внутренние заимствования предложены в сумме 158,6 млн. рублей.
На исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям предусмотрено 282,0 млн. рублей.
Расходы на публичные нормативные обязательства, принимаемые к исполнению за счет бюджета Уссурийского городского округа в 2015 году, составят 41,0 млн. рублей, представлены приложением к проекту решения, с указанием наименования обязательств.
Иные показатели бюджета Уссурийского городского округа на плановый период 2016 - 2017 годы:
- предельный объем муниципального внутреннего долга на 2016 год и верхний предел муниципального внутреннего долга на 01.01.2017 года в сумме 208,9 млн. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям в сумме 0,28 млн. рублей;
- предельный объем муниципального внутреннего долга на 2017 год и верхний предел муниципального внутреннего долга на 01.01.2018 года в сумме 110,2 млн. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям в сумме 0,23 млн. рублей;
- предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга на 2016 и 2017годы в сумме 5,0 млн. рублей;
- на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям на 2016 год предусмотрено 282,0 млн. рублей, на 2017 год - 235,0 млн. рублей;
- общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2016 год - 38,84 млн. рублей, на 2016 год – 39,72 млн. рублей.
В общих расходах планового периода условно утверждаемые расходы составляют: 2016 год - 130,38 млн. рублей, 2017 год – 178,572 млн. рублей. Объемы условно утверждаемых расходов установлены без нарушений требований бюджетного законодательства (п.3 ст.184.1).

Доходы
Доходы городского округа сформированы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах на основе прогноза социально-экономического развития Уссурийского городского округа на 2015 год и на период до 2017 года.
Доходы местного бюджета на 2015 год предлагаются к утверждению в сумме 3 400,9 млн. рублей, что на 199,1 млн. рублей ниже плановых показателей бюджета 2014 года (по состоянию на 1 октября 2014 года).
Налоговые и неналоговые доходы в отношении плановых показателей 2014 года предлагается принять на 2015 год с превышением на 52,9 млн. рублей, безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов – ниже на 252,0 млн. рублей. В проекте бюджета Приморского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов к первому чтению предусмотрены средства на исполнение расходных обязательств муниципальными образованиями, исполняющими за счет субвенций из вышестоящих бюджетов отдельные государственные полномочия и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В проекте бюджета субъекта Российской Федерации к первому чтению участие краевых средств на иные цели Уссурийскому городскому округу не предусмотрены, в связи с чем в бюджете городского округа на 2015 год межбюджетные трансферты составляют 1 190,2 млн. рублей против 2014 года – в сумме 1 442,3 млн. рублей.
В проекте бюджета собственные доходы территории планируются в сумме 2 210,6 млн. рублей, в том числе налоговые доходы в сумме 1 739,1 млн. рублей, неналоговые доходы в сумме 471,5 млн. рублей.
Налоговые доходы
В бюджеты городских округов поступают как местные, так и федеральные налоги в части нормативов отчислений, установленных бюджетным законодательством.
В бюджет городского округа зачисляются в полном объеме (100 процентов) местные налоги: земельный налог и налог на имущество физических лиц. В размере 100 процентов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации зачисляются федеральные налоги и сборы: единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов); налог на доходы физических лиц поступает в местный бюджет в размере 15 процентов. В соответствии с бюджетным законодательством и проектом закона Приморского края “О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов” Уссурийскому городскому округу на 2015 и 2016 годы установлен дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, заменяющий часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в размере 17,2505 процентов. Таким образом, доход от налога на доходы физических лиц спрогнозирован с учетом дополнительного норматива отчислений в размере 32,2505 процентов.
С 2014 года в местные бюджеты поступают отчисления от уплаты акцизов на нефтепродукты (на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей) – органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливают дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации от указанного налога. Размеры дифференцированных нормативов отчислений устанавливаются исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований. Уссурийскому городскому округу проектом закона Приморского края “О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов” установлен норматив отчислений 0,50795 процентов, что в абсолютном выражении составляет 26,6 млн. рублей.
С незначительным ростом, на 3,8 процентов, в 2015 году планируется поступление налоговых доходов - в сумме 1 739,1 млн. рублей, что выше принятого на 2014 год бюджета на 62,9 млн. рублей. В 2015 году налоговые ставки, нормативы отчислений в бюджет городского округа остаются на уровне 2014 года. Рост поступлений планируется за счет увеличения налогооблагаемой базы: по налогу на доходы физических лиц на 41,8 млн. рублей или на 3,9 процентов в связи с ростом оплаты труда, по поступлениям единого налога на вмененный доход на 21,0 млн. рублей или на 8,9 процентов в связи с прогнозируемым ростом объектов налогообложения по данному виду налога.
Неналоговые доходы
Поступления средств от управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, доходы от компенсации затрат, штрафные санкции, плата за негативное воздействие на окружающую среду формируют неналоговые доходы местного бюджета.
Неналоговые доходы планируются в бюджете округа на очередной финансовый год в сумме 471,5 млн. рублей - на 10,0 млн. рублей меньше запланированных поступлений на текущий финансовый год.
Основным источником неналоговых доходов являются доходы от аренды и продажи имущества и земли, в структуре неналоговых доходов они составляют более 80 процентов. При чем на фоне увеличивающихся доходов от использования земли снижаются доходы от использования муниципального имущества. Так, в 2013 году в бюджет округа от аренды и реализации имущества поступило 193,1 млн. рублей, на 2015 год прогнозируется поступление в 1,5 раза ниже - 131,8 млн. рублей (бюджет 2014 года – 158,1 млн. рублей), а аренда и реализация земельных участков при пополнении бюджета в 2013 году на сумму 200,9 млн. рублей, на 2015 год планируется с увеличением более чем на 25 процентов – на сумму 255,0 млн. рублей (бюджет 2014 года – 239,9 млн. рублей). Всего на 2015 год по данным главных администраторов доходов прогнозируется получить от аренды и продажи недвижимого имущества и земли 386,8 млн. рублей, что ниже уровня 2014 года на 11,2 млн. рублей.
Поступления от аренды имущества спланированы на основе действующих договоров аренды. Объем средств в доходах бюджета от реализации имущества рассчитан, исходя из Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества Уссурийского городского округа на 2015 год, утвержденного решением Думы городского округа, и договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
Неналоговые доходы от использования земельных участков сформированы на основании действующих договоров с учетом ожидаемых изменений по ним, и в соответствии с прогнозом социально-экономического развития городского округа.
В соответствии с решением Думы городского округа о бюджете в доходы бюджета подлежит перечисление части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере 50 процентов. На 2015 год запланировано поступление доходов от прибыли муниципальных унитарных предприятий в сумме 3,2 млн. рублей, что ниже принятого бюджета на 2014 год на 6,8 млн. рублей. Снижение доходов по данному источнику связано с тем, что муниципальными предприятиями основная часть прибыли с согласия собственника, Уссурийского городского округа, направляется на инвестиционные проекты с последующим увеличением стоимости муниципального имущества, вложения в которое в соответствии с нормативным правовым актом городского округа не участвуют в расчете части прибыли, подлежащей уплате в местный бюджет.
Платежи за установку рекламных конструкций, в связи с проведенными мероприятиями главным администратором данного дохода по согласованию схем установки рекламных конструкций в Департаменте Приморского края, планируется получить в сумме 5,5 млн. рублей, что значительно выше уровня 2014 года.
Таблица № 1
Сравнительный анализ доходов проекта бюджета
Уссурийского городского округа на 2015 год
с плановыми показателями бюджета на 2014 год
млн.рублей

Доходы бюджет
2014 года
(на 1 октября) проект
бюджета
2015 года структура
бюджета 2015 года, % отклонение к 2014 году
(+, -)
Налоговые доходы 1 676,2 1 739,1 51,1 + 62,9
Налог на доходы физических лиц 1 076,7 1 118,5 32,9 + 41,8
Единый налог на вмененный доход 236,0 257,0 7,5 +21,0
Единый сельскохозяйственный налог 2,8 2,9 0,1 + 0,1
Акцизы 30,0 26,6 0,8 - 3,4
Патентная система налогообложения 5,0 5,0 0,1 -
Налог на имущество физических лиц 53,3 56,5 1,7 + 3,2
Земельный налог 250,2 249,4 7,3 - 0,8
Государственная пошлина 22,2 23,2 0,7 + 1,0
Неналоговые доходы 481,5 471,5 13,9 - 10,0
Аренда земельных участков 174,5 200,0 5,9 + 25,5
Аренда имущества 27,6 26,2 0,8 - 1,4
Продажа земельных участков 65,4 55,0 1,6 - 10,4
Продажа имущества 130,5 105,6 3,1 - 24,9
Часть прибыли МУП 10,0 3,2 0,1 - 6,8
Платежи за установку рекламных конструкций 0,9 5,5 0,2 + 4,6
Платежи за наем жилых помещений 13,5 13,8 0,4 + 0,3
Доходы от компенсации затрат 5,6 5,2 0,1 - 0,4
Штрафные санкции 38,8 43,8 1,3 + 5,0
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 14,2 12,7 0,4 - 1,5
Итого собственные доходы 2 157,7 2 210,6 65,0 + 52,9
Безвозмездные поступления 1 442,3 1 190,3 35,0 - 252,0
Всего доходы бюджета 3 600,0 3 400,9 100,0 - 199,1

Параметры принимаемого бюджета на 2015 год увеличены по отношению к прогнозируемым параметрам 2015 года при утверждении бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов: по доходам на 75,8 млн. рублей или на 2,4 процентов, по расходам на 318,8 млн. рублей или на 9,8 процентов.
Доходы проекта бюджета городского округа на 2016 год предусмотрены в объеме 3 446,6 млн. рублей, из них собственные доходы территории 2 258,6 млн. рублей, что на 48,1 млн. рублей выше принимаемых доходов на 2015 год.
Доходы на 2017 год предлагаются в сумме 3 557,5 млн. рублей, из них собственные доходы 2 338,7 млн. рублей, что на 128,19 млн. рублей выше уровня 2015 года.

Расходы
Расходы бюджета Уссурийского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов сформированы в соответствии с бюджетными полномочиями органов местного самоуправления, определенными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” по регулированию бюджетных правоотношений и осуществлению бюджетного процесса.
Для расчета бюджетных расходов на 2015 год за базу приняты действующие расходные обязательства с учетом повышения заработной платы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, индексации оплаты труда работников муниципальных учреждений, за исключением работников аппарата управления, работников учреждений, подведомственных администрации, с 1 октября 2015 года в 1,05 раза, увеличением расходов на коммунальные услуги с 1 июля 2015 года на 6,7 процентов.
Проект бюджета на 2015 год предлагается принять по расходам в сумме 3 559,5 млн. рублей, что на 765,4 млн. рублей ниже уровня утвержденного бюджета на 2014 год, в том числе за счет целевых средств из вышестоящих бюджетов на 558,3 млн. рублей, за счет собственных средств – на 207,1 млн. рублей.
Расходы бюджета Уссурийского городского округа на 2015 год представлены следующим образом:
Таблица № 2
млн. рублей
утвержденный бюджет
на 2014 год проект бюджета
на 2015 год отклонения,
+, -
всего в том числе всего в том числе всего в т.ч.
местный
бюджет
местный
бюджет выше-стоящий местный
бюджет выше-стоящий
Общегосударственные
вопросы 360,8 348,8 12,0 307,8 295,9 11,9 - 53,0 - 52,9
Национальная оборона 0,2 0,2 - 0,1 0,1 - - 0,1 -0,1
Национальная безопасность и правоохранительная
деятельность 24,0 24,0 - 18,9 18,9 - - 5,1 -5,1
Национальная
экономика 442,1 398,5 43,6 363,3 361,0 2,3 - 78,8 - 37,5
в т.ч. дорожное хозяйство 404,6 363,2 41,4 313,6 313,6 - - 91,0 - 49,6
ЖКХ, в том числе 1165,1 609,2 555,9 520,5 520,5 - - 644,6 - 88,7
жилищное хозяйство 658,3 268,2 390,1 225,9 225,9 - - 432,4 - 42,3
коммунальное
хозяйство 386,4 220,6 165,8 182,6 182,6 - - 203,8 - 38,0
благоустройство 66,5 66,5 - 58,2 58,2 - - 8,3 - 8,3
другие вопросы в области ЖКХ 54,0 54,0 - 53,8 53,8 - - 0,2 - 0,2
Охрана окружающей среды 8,9 8,9 - 2,5 2,5 - - 6,4 - 6,4
Образование 1948,8 848,8 1100,0 1962,0 814,0 1148,0 + 13,2 - 34,8
Культура и кинематография 241,7 241,7 - 277,4 277,4 - + 35,7 + 35,7
Социальная политика 71,0 41,4 29,6 47,2 26,1 21,1 - 23,8 - 15,3
Физическая культура и спорт 44,8 44,3 0,5 42,8 42,8 - - 2,0 - 1,5
Средства массовой информации 13,5 13,5 - 13,0 13,0 - - 0,5 - 0,5
Обслуживание муниципального долга 4,0 4,0 - 4,0 4,0 - - -
Всего расходы 4324,9 2583,3 1741,6 3559,5 2376,2 1183,3 - 765,4 - 207,1

Расходы бюджета городского округа на финансирование раздела Общегосударственные вопросы предлагаются к утверждению в сумме 307,8 млн. рублей против 360,8 млн. рублей 2014 года, снижение расходов на 53,0 млн. рублей. Отсутствие в расходах бюджета 2015 года расходных обязательств 2014 года: на проведение выборов в представительные органы муниципального образования, на инвестиционные вложения в рамках муниципальной программы “Повышение качества и доступности предоставления муниципальных услуг в Уссурийском городском округе”, на расходы, связанные с исполнением решений, принятых судебными органами, а также в связи с завершением действия муниципальной программы “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Уссурийского городского округа на 2010 – 2014 годы” сократили расходы очередного финансового года на 39,0 млн. рублей. Кроме того на снижение расходов по данному разделу повлияло снижение объемов финансового обеспечения мероприятий в рамках муниципальной программы “Развитие информационно-коммуникационных технологий на 2014 – 2017 годы” на 5,3 млн. рублей, а также снижение расходов по обеспечению деятельности муниципального казенного учреждения “Административно-хозяйственное управление” - на 4,7 млн. рублей.
По разделу Национальная безопасность и правоохранительная деятельность расходы предложены в сумме 18,9 млн. рублей со снижением к бюджету 2014 года на 5,1 млн. рублей - уменьшены расходы на осуществление деятельности управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
На расходы по разделу Национальная экономика планируется направить 363,3 млн. рублей против 442,0 млн. рублей, предусмотренных на 2014 год. В 2014 году из краевого бюджета предусмотрены средства в объеме 43,6 млн. рублей, на 2015 год к принятию бюджета в первом чтении из вышестоящего бюджета Уссурийскому городскому округу предусмотрены субвенции на сумму 2,3 млн. рублей на реализацию государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Собственные вложения на названные цели также предлагаются со снижением на 37,5 млн. рублей: уменьшаются расходы на муниципальную программу “Уссурийские дороги” на 41,0 млн. рублей, на капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов по муниципальной программе “Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Уссурийском городском округе и муниципальных жилых помещений, свободных от регистрации” на 2014 – 2017 годы - на 5,0 млн. рублей, на муниципальную программу “Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории Уссурийского городского округа на 2014 – 2017 годы” - на 1,4 млн. рублей, но при этом на фоне уменьшения расходов по вышеназванным направлениям стоимость мероприятий по муниципальной программе “Стимулирование развития жилищного строительства на территории Уссурийского городского округа на 2014 – 2017 годы” выше текущего года на 9,9 млн. рублей.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативным правовым актом Уссурийского городского округа в местном бюджете сформирован дорожный фонд, имеющий целевое назначение. На 2015 год дорожный фонд предлагается принять в объеме 313,6 млн. рублей против 404,6 млн. рублей 2014 года.
Проект бюджета на финансирование сферы Жилищно-коммунального хозяйства предусматривает средства местного бюджета в сумме 520,5 млн. рублей – это в 2,2 раза ниже принятого бюджета 2014 года. Снижение обусловлено не только отсутствием финансового обеспечения вышестоящих бюджетов, но и уменьшением собственных вложений в жилищно-коммунальную сферу на 88,7 млн. рублей.
В частности, финансовые вложения в жилищное хозяйство за счет собственных средств составят в 2015 году 225,9 млн. рублей, что ниже уровня 2014 года на 42,3 млн. рублей: на 68,7 млн. рублей меньше предусмотрено финансирование из собственных источников на реализацию муниципальной программы “Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Уссурийском городском округе” на 2013 – 2017 годы, но увеличивается направление средств на выполнение муниципальной программы “Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Уссурийском городском округе и муниципальных жилых помещений, свободных от регистрации” на 2014 – 2017 годы на сумму 30,8 млн. рублей.
На развитие коммунального хозяйства средства предусмотрены в сумме 182,6 млн. рублей, ниже принятого бюджета на 2014 год за счет собственных средств местного бюджета на 37,9 млн. рублей. В 2014 году 3 муниципальные программы: “Устойчивое развитие сельских территорий и расширение рынка сельскохозяйственной продукции в Уссурийском городском округе на 2013 – 2014 годы”, “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Уссурийского городского округа на 2010 – 2014 годы”, “Энергоресурсосбережение и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Уссурийского городского округа на 2010 – 2014 годы” заканчивают свое действие, в 2014 году финансирование на их мероприятия в коммунальное хозяйство составляло 87,7 млн. рублей. В бюджете 2015 года не предусмотрено финансирование муниципальных программ “Повышение надежности электроснабжения объектов коммунальной инфраструктуры Уссурийского городского округа на 2012 – 2016 годы”, “Развитие муниципальных сетей водоснабжения и водоотведения Уссурийского городского округа на период 2012 – 2016 годы”, в 2014 году общий объем финансирования по ним принят в сумме 27,3 млн. рублей. По данному подразделу на 48,6 млн. рублей или в 2 раза увеличиваются расходы по муниципальной программе “Стимулирование жилищного строительства на территории Уссурийского городского округа на 2014 – 2017 годы”, на 32,2 млн. рублей – по муниципальной программе “Развитие системы газоснабжения Уссурийского городского округа на 2013 – 2017 годы”. Расходы по подразделу “коммунальное хозяйство” являются инвестиционными вложениями в объекты муниципальной собственности.
По подразделу Благоустройство на 2015 год предлагается финансирование в сумме 58,2 млн. рублей, что на 8,3 млн. рублей меньше текущего финансового года. На 2015 год в бюджете не предусмотрена муниципальная программа “Светлый Уссурийск на 2012 – 2016 годы”, объем ее финансирования принят в бюджете 2014 года в сумме 14,7 млн. рублей, но при этом стоимость мероприятий муниципальной программы “Ритуальные услуги и похоронное дело на территории Уссурийского городского округа на 2012 – 2015 годы” выше на 3,3 млн. рублей, обеспечение деятельности муниципального казенного учреждения Уссурийского городского округа “Управление благоустройства” - выше на 3,2 млн. рублей. Финансовое обеспечение муниципальной программы “Благоустройство территории Уссурийского городского округа на 2012 – 2016 годы” в 2014 году и в 2015 году предлагается равными суммами - по 34,9 млн. рублей.
За счет реорганизации казенных учреждений и снижения стоимости мероприятий муниципальной программы “Охрана окружающей среды Уссурийского городского округа на 2011 – 2015 годы” расходы по разделу Охрана окружающей среды снизятся на 6,4 млн. рублей и составят 2,5 млн. рублей.
По разделу Образование в бюджете предлагается принять расходы в сумме 1 962,0 млн. рублей, в том числе из вышестоящих бюджетов на выполнение государственных полномочий в сумме 1 148,0 млн. рублей, из местного бюджета – 814,0 млн. рублей. По сравнению с 2014 годом плановые расходы увеличиваются на 13,2 млн. рублей. Увеличение расходных обязательств связано с ростом расходов муниципальных учреждений, оказывающих муниципальные услуги. Расходы капитального характера в 2015 году по сравнению с 2014 годом снижены на 136,3 млн. рублей: 2014 год – 171,3 млн. рублей, 2015 год – 35,0 млн. рублей.
По разделу Культура и кинематография расходы очередного финансового года выше уровня текущего года на 35,7 млн. рублей и составят 277,4 млн. рублей. Рост расходов обусловлен, в основном, увеличением расходов муниципальных учреждений культуры на предоставление муниципальных услуг, а также увеличением стоимости мероприятий по муниципальной программе “Сохранение и популяризация объектов культурного наследия на территории Уссурийского городского округа на 2013 – 2015 годы” на 14,3 млн. рублей.
По разделу Социальная политика объем средств на 2015 год запланирован в сумме 47,2 млн. рублей - это на 23,8 млн. рублей ниже 2014 года, в том числе за счет средств местного бюджета на 15,3 млн. рублей, что обусловлено снижением расходов по муниципальной программе “Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа” на 2013 – 2015 годы.
Объемы бюджетных средств, направляемые на мероприятия Физической культуры и спорта, принимаются в бюджете 2015 года за счет собственных источников в сумме 42,8 млн. рублей, что ниже расходов бюджета 2014 года на 2,0 млн. рублей, в том числе за счет средств местного бюджета на 1,5 млн. рублей. Снижение расходов за счет средств местного бюджета связано с завершением действия муниципальной программы “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Уссурийского городского округа на 2010 – 2014 годы”, финансирование которой в текущем финансовом году составило 1,5 млн. рублей.
Расходы по разделу Средства массовой информации принимаются в сумме 13,0 млн. рублей со снижением к уровню бюджета 2014 года на 0,5 млн. рублей.
Бюджет городского округа предлагается принять с дефицитом с привлечением заемных средств, в связи с чем возникают расходы по Обслуживанию муниципального долга в сумме 4,0 млн. рублей.

Расходы на 2016 год предлагается принять в сумме 3 446,6 млн. рублей, что ниже уровня проекта бюджета на 2015 год на 112,9 млн. рублей, на 2017 год расходы предусмотрены в сумме 3 557,5 млн. рублей – на 2 млн. рублей ниже 2015 года.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в общем объеме расходов бюджета устанавливаются условно утверждаемые расходы: на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на второй год планового периода - в объеме не менее 5 процентов.
В общих расходах планового периода условно утверждаемые расходы составляют: 2016 год – 130,4 млн. рублей, 2017 год – 178,6 млн. рублей. Объемы условно утверждаемых расходов установлены без нарушений требований бюджетного законодательства.

Целевые программы

На территории Уссурийского городского округа на момент представления проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов в Думу городского округа и Контрольно-счетную палату городского округа приняты муниципальные программы с ресурсным обеспечением на 2015 год в объеме 4 098,6 млн. рублей, в том числе за счет средств местного бюджета – в объеме 2 264,4 млн. рублей.
В проекте бюджета на 2015 год предусмотрены к финансированию мероприятия 28 муниципальных целевых программ на общую сумму 3 165,0 млн. рублей, в том числе за счет средств местного бюджета исходя из обеспеченности собственными средствами - на сумму 2 017,0 млн. рублей. В общих расходах местного бюджета за счет собственных источников стоимость программных мероприятий составляет более 80 процентов.
На момент подготовки Заключения на проект бюджета финансирование, предусмотренное в бюджете городского округа, соответствует финансовому обеспечению по паспортам 9 программ на сумму 386,1 млн. рублей. Паспорта по остальным муниципальным программам предлагаются к первому чтению Проекта бюджета в виде проектов с вносимыми изменениями.
Существенные изменения в объемах финансирования за счет собственных источников претерпевают: муниципальная программа “Стимулирование развития жилищного строительства на территории Уссурийского городского округа на 2014 – 2017 годы” финансовое обеспечение снижается на 35,6 млн. рублей – со 187,1 млн. рублей до 151,6 млн. рублей, муниципальная программа “Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Уссурийском городском округе и муниципальных жилых помещений, свободных от регистрации” на 2014 – 2017 годы финансирование мероприятий увеличивается на 29,6 млн. рублей и предложено в сумме 138,6 млн. рублей против текущего финансового года – 109,0 млн. рублей, финансирование муниципальной программы “Сохранение и популяризация объектов культурного наследия на территории Уссурийского городского округа на 2013 – 2015 годы” предлагается со снижением на 14,5 млн. рублей - с 36,9 млн. рублей до 22,5 млн. рублей, расходы на муниципальную программу “Ритуальные услуги и похоронное дело на территории Уссурийского городского округа на 2012 – 2015 годы” планируется снизить на 16,0 млн. рублей – с 28,2 млн. рублей до 12,2 млн. рублей, за счет исключения из муниципальной программы “Повышение качества и доступности предоставления муниципальных услуг в Уссурийском городском округе на 2013 – 2015 годы” капитальных вложений, финансовое обеспечение снижается с 81,5 млн. рублей до 21,9 млн. рублей, на 59,5 млн. рублей, в действующей редакции паспорта муниципальной программы “Чистая вода на 2013 – 2017 годы” источником финансирования являются средства местного бюджета в сумме 5,2 млн. рублей, в проекте рассматриваемого бюджета на 2015 год финансовое обеспечение не предусмотрено в связи с вносимыми изменениями в программу.
В 2015 году в сфере образования предлагается действие одной муниципальной программы “Развитие системы образования Уссурийского городского округа на 2013 – 2015 годы ” вместо двух ранее принятых, с переносом в вышеназванную программу программных мероприятий аналитической ведомственной целевой программы “Организация предоставления муниципальных услуг в сфере образования”. Аналогичная ситуация в сфере культуры и искусства: мероприятия по оказанию муниципальных услуг из ведомственной целевой программы включаются в муниципальную программу “Развитие культуры и искусства Уссурийского городского округа на 2014 – 2016 годы”.
В бюджете городского округа, начиная с 2015 года, предлагаются к финансированию две новые программы: муниципальная программа “Управление муниципальным имуществом, находящимся в собственности Уссурийского городского округа на 2015 – 2017 годы” и муниципальная программа “Организация и осуществление мероприятий по работе с молодежью на территории Уссурийского городского округа” на 2015 – 2017 годы.
В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации к проекту бюджета названные программы, предлагаемые к финансированию с 2015 года, представлены проектами.
Финансирование муниципальных программ: “Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Уссурийском городском округе и муниципальных жилых помещений, свободных от регистрации” на 2014 – 2017 годы за счет средств местного бюджета предлагается в объемах финансирования, превышающих финансовое обеспечение программы: по программе 109,0 млн. рублей, в проекте бюджета – 138,6 млн. рублей, “Развитие физической культуры и массового спорта в Уссурийском городском округе” на 2013 – 2015 годы – в паспорте программы 39,6 млн. рублей, в бюджете – 42,9 млн. рублей, “Развитие системы образования Уссурийского городского округа на 2013 – 2015 годы” – в паспорте программы 209,9 млн. рублей, в бюджете с учетом субвенций - 1 873,1 млн. рублей, “Развитие культуры и искусства Уссурийского городского округа на 2014 – 2016 годы” - в паспорте программы 41,5 млн. рублей, в бюджете - 296,6 млн. рублей, “Обеспечение пожарной безопасности Уссурийского городского округа на 2012 – 2015 годы” в паспорте программы - 5,9 млн. рублей, в бюджете - 6,2 млн. рублей.
Не включены в бюджет 2015 года действующие муниципальные программы: “Строительство жилья эконом-класса на 2013 – 2015 годы” (ресурсное обеспечение программы на 2015 год за счет средств местного бюджета 48,7 млн. рублей), “Повышение надежности электроснабжения объектов коммунальной инфраструктуры Уссурийского городского округа на 2012 – 2016 годы” (14,9 млн. рублей), “Развитие муниципальных сетей водоснабжения и водоотведения Уссурийского городского округа на 2012 – 2016 годы” (26,1 млн. рублей), “Светлый Уссурийск на 2012 – 2016 годы” (1,9 млн. рублей).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации целевые программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
Наибольшая часть программ завершает свое действие в плановом периоде 2016 и 2017 годов, в связи с чем в проекте бюджета стоимость программных мероприятий в отношении 2015 года значительно ниже: 2016 год – 1 138,2 млн. рублей, 2017 год – 734,3 млн. рублей.



Бюджетные инвестиции в объекты муниципальной собственности

Адресная инвестиционная программа на 2015 – 2017 годы по Уссурийскому городскому округу, представленная к проекту бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, предусматривает на 2015 год инвестиции в сумме 1 161,8 млн. рублей по 8 муниципальным программам, в том числе за счет средств местного бюджета - 481,0 млн. рублей. По сравнению с параметрами 2014 года инвестиционные вложения снижены на 1 002,0 млн. рублей, в том числе расходы за счет средств местного бюджета на 304,1 млн. рублей.
В нарушение нормативных правовых документов Уссурийского городского округа, устанавливающих правила осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, финансовое обеспечение инвестиционной программы отражено в объемах, не соответствующих принимаемому на 2015 год бюджету: проект бюджета - 339,1 млн. рублей, адресная инвестиционная программа – 304,1 млн. рублей.
В бюджете округа на 2015 год не предусмотрены инвестиционные вложения по следующим муниципальным программам:
- муниципальная программа "Развитие культуры и искусства Уссурийского городского округа на 2014 - 2016 годы";
- муниципальная программа "Повышение качества и доступности предоставления муниципальных услуг в Уссурийском городском округе на 2013 - 2015 годы";
- муниципальная программа "Строительство жилья эконом - класса на территории Уссурийского городского округа на 2013 - 2015 годы";
- муниципальная программа "Чистая вода на 2013 - 2017 годы".
В нарушение действующих нормативных правовых документов Уссурийского городского округа, регламентирующих порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, реконструкция спортивного зала муниципального бюджетного образовательного учреждения “Средняя образовательная школа № 6” по представленному проекту муниципальной программы "Развитие системы образования Уссурийского городского округа на 2013 - 2015 годы" на сумму 35,0 млн. рублей, не находит отражение в адресной инвестиционной программе.
В рамках муниципальных программ предусмотрены инвестиционные вложения собственных средств в объекты капитального строительства на сумму 498,8 млн.рублей. Объем бюджетных инвестиций в адресной инвестиционной программе на 2015 год не соответствует финансовому обеспечению капитальных вложений, отраженных и в муниципальных программах:
- муниципальная программа "Повышение качества и доступности предоставления муниципальных услуг в Уссурийском городском округе на 2013 - 2015 годы";
- муниципальная программа "Строительство жилья эконом - класса на территории Уссурийского городского округа на 2013 - 2015 годы";
- муниципальная программа "Чистая вода на 2013 - 2017 годы";
- муниципальная программа "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Уссурийского городского округа".

Таким образом, проверка законности и обоснованности формирования проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов к первому чтению показала:

1. В бюджете городского округа, начиная с 2015 года, предлагаются к финансированию две новые программы: муниципальная программа “Управление муниципальным имуществом, находящимся в собственности Уссурийского городского округа на 2015 – 2017 годы” и муниципальная программа “Организация и осуществление мероприятий по работе с молодежью на территории Уссурийского городского округа” на 2015 – 2017 годы. В нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации названные муниципальные программы к Проекту бюджета в первом чтении представлены в виде проектов.
2. В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов Уссурийского городского округа, предлагаемые к финансированию, начиная с 2015 года, муниципальные программы, а также изменения в действующие программы не были направлены на экспертизу в Контрольно-счетную палату.
3. В Проекте бюджета финансирование муниципальных программ “Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Уссурийском городском округе и муниципальных жилых помещений, свободных от регистрации” на 2014 – 2017 годы, “Развитие физической культуры и массового спорта в Уссурийском городском округе” на 2013 – 2015 годы, “Развитие системы образования Уссурийского городского округа на 2013 – 2015 годы”, “Развитие культуры и искусства Уссурийского городского округа на 2014 – 2016 годы”, “Обеспечение пожарной безопасности Уссурийского городского округа на 2012 – 2015 годы” предлагается в объемах, превышающих финансовое обеспечение по паспортам программ.
4. В Проект бюджета на 2015 год не включены действующие муниципальные программы: “Строительство жилья эконом - класса на 2013 – 2015 годы”, “Повышение надежности электроснабжения объектов коммунальной инфраструктуры Уссурийского городского округа на 2012 – 2016 годы”, “Развитие муниципальных сетей водоснабжения и водоотведения Уссурийского городского округа на 2012 – 2016 годы”, “Светлый Уссурийск на 2012 – 2016 годы”.
5. Финансовое обеспечение адресной инвестиционной программы отражено в объемах, не соответствующих проекту бюджета на 2015 год, что противоречит нормативным правовым документам Уссурийского городского округа.

На основании проведенной экспертизы Проекта бюджета Уссурийского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годы администрации городского округа необходимо:
1. Ко второму чтению проекта бюджета муниципальные программы “Управление муниципальным имуществом, находящимся в собственности Уссурийского городского округа на 2015 – 2017 годы”, “Организация и осуществление мероприятий по работе с молодежью на территории Уссурийского городского округа” на 2015 – 2017 годы утвердить, либо исключить из бюджета.
2. Предлагаемые к финансированию, начиная с 2015 года, муниципальные программы, а также изменения в действующие программы направить на экспертизу в Контрольно-счетную палату.
3. Ко второму чтению муниципальные программы “Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Уссурийском городском округе и муниципальных жилых помещений, свободных от регистрации” на 2014 – 2017 годы, “Развитие физической культуры и массового спорта в Уссурийском городском округе” на 2013 – 2015 годы, “Развитие системы образования Уссурийского городского округа на 2013 – 2015 годы”, “Развитие культуры и искусства Уссурийского городского округа на 2014 – 2016 годы”, “Обеспечение пожарной безопасности Уссурийского городского округа на 2012 – 2015 годы” в части ресурсного обеспечения за счет средств местного бюджета привести в соответствие с проектом бюджета, либо в бюджете принять объемы финансирования программ в соответствии с утвержденными паспортами.
4. Не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения о бюджете муниципальные программы, финансовое обеспечение которых по паспортам программ выше принимаемого бюджета, подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете.
5. Адресную инвестиционную программу на 2015 - 2017 годы по Уссурийскому городскому округу привести в соответствие принимаемому бюджету.

Контрольно-счетная палата рекомендует рассмотреть Проект бюджета Уссурийского городского округа в первом чтении.